"Дождь в ключицы'' - поэтический спектакль по мотивам фильма Марлена Хуциева ''Июльский дождь''
Стихи : Белла Ахмадулина, Геннадий Шпаликов, Ира Новицкая.
Читают : Антон Егоров (актёр театра Сатирикон)
Мария Рыбак (режиссёр спектакля ''5 поэтов. Продолжение'', актриса)
Ульяна Перетолчина (актриса ЦИМ, Театр. doc)
«Ию́льский дождь» — советский художественный фильм режиссёра Марлена Хуциева, вышедший на экраны в 1966 году. Сюжет фильма родился у режиссёра ещё на съёмках «Весны на Заречной улице», в Одессе. Он вбежал в телефонную будку во время дождя и представил, что там же прячется девушка, а он накидывает ей пиджак. Примерно такой же сценой начинается «Июльский дождь». Как и предыдущая лента, «Июльский дождь» по технике близок к кинематографу французской новой волны, особенно ранним работам Трюффо. Эти длинные планы, положенные, как было модно в то время для значительности, обладают некоей кинематографической магией, которая, впрочем, пропадает всякий раз, когда герои открывают рот. «Июльский дождь» не похож на обычный рассказ, скорее это зарисовки, очерки, наброски. Здесь нет ничего обязательного, ничего необходимого. Камера легко отвлекается от истории ради введения посторонних линий, ради интересного лица или интерьера. Такая композиция, по касательной, соотносит «Июльский дождь» с фильмами новой волны, родившейся в начале 60-х годов во французском кинематографе.Расстояние между отчуждёнными друг от друга тридцатилетними заполняется панорамными кадрами современной Москвы, город выступает "как неизбежная и порой спасительная пауза между осколками жизни".
Дождь в лицо и ключицы,
и над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое...
Я и знать не хочу -
разобьюсь ли о горе,
или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю...
Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.
Генна́дий Фёдорович Шпа́ликов- советский поэт, кинорежиссёр, киносценарист. Автор сценария известного фильма "Я шагаю по Москве ''. В 1962 году его пригласил Георгий Данелия для работы над фильмом. По воспоминаниям Данелии, худсовет изначально не хотел утверждать сценарий, ведь в нём три парня и девушка «шлялись и ничего не делали». Но после того, как режиссёр, минуя все инстанции, отнёс сценарий первому заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову и заверил его, что никакой «фиги в кармане» в нём нет, работа пошла «легко, быстро и весело». Правда, худсовет отказывался принимать финальный вариант сценария под предлогом «непонятно о чём фильм». Поэтому Шпаликову и Данелии пришлось срочно придумывать сцену «со смыслом» (ею стал эпизод в исполнении Владимира Басова, в котором они подспудно высмеяли членов худсовета), а также новый жанр «лирической комедии».
Выйдя на экраны, картина сразу же полюбилась зрителям. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке).